На главную страницу

Настольный РУД
симулятора двухмоторного реактивного самолёта


Текущие материалы:

1. Модель устройства в формате STEP TQ_2ENG_ABSSENS_STEP-20210922.zip

2. Скетч для Arduino Leonardo / ProMicro tq2jeteng.zip

3. Схема соединений tq2engjet.pdf

4. Схема датчика mlx90316_sch.pdf

5. Эскиз платы датчика MLX90316_pcb.pdf

6. Гербер файлы платы датчика ABSROTARYSENSOR.ZIP (годится для заказа на https://jlcpcb.com )

7. Эскизы деталей и узлов TQ_2ENG_ABSSENS_SKETCHES-20210922.zip

Это изделие, с точки зрения тяжелого кокпитостроения, является игрушкой (далее в тексте "устройство" или "изделие"), но именно в таком виде было востребовано потенциальным пользователем. В качестве базовых пожеланий выступили следующие факторы:

1. Настольное исполнение и малые размеры.
2. Магнитные сенсоры на всех рычагах.
3. Подшипники (речь именно о подшипниках качения) на всех рычагах.

Устройство определяется операционной системой как джойстик с шестью осями 0...1999 дискрет. Датчиками для четырёх осей служат абсолютные магнитные датчики, а датчиками рычагов реверса являются концевые переключатели на крайние положения. Таким образом, оси рычагов являются осями только с точки зрения операционной системы. Крайние положения дают 0 и 1999, а любое промежуточное 512. Переход не скачкообразный, а плавным перетеканием (программный интегратор). К тому же, концевики генерируют и обычные кнопочные события джойстика.

Дополнительно, при подключении устройства появляется COM порт, который используется как интерфейс консоли для калибровки, для чего имеется система команд. Настройки хранятся в микроконтроллере, в ЭНЗУ (EEPROM). Калибровка в операционной системе не требуется, но допускается.

О размерах того, что получилось, можно судить в сравнении с блоком РУД фирмы Saitek.

Рис.1

3D-принтер и прочие ЧПУ при изготовлении не применялись (по причине отсутствия).
Материалы: фанера (основание), Д16T, Ст45, АмГ2, листовая оцинкованная сталь, полиацеталь (все неметаллические детали, кроме основания).
Плоские детали из листового материала изготовливались следующиме образом:

1. Распечатывание на самоклеющейся бумаге выкройки детали, с нанесённой разметкой центров отверстий.
2. Наклейка на заготовку
3. Грубое выпиливание ручной ножовкой
4. Шлифование по контурам выкройки на ленточно-шлифовальном станке.

Одинаковые детали собирались пакет и обрабатывались в наборе. Крышки (кожухи) тоже делались по выкройкам, отверстия для хода рычагов вырезались на фрезерном станке. Радиусная гибка делалась на трёхвалковых вальцах.

Рис.2

Вид сзади. Разъём подключения USB кабеля. Разъём симпатичный, но не отвечает требованиям спецификации USB. Его допускается подсоединять или отсоединять только когда другой конец кабеля отключён от компьютера

Рис.3
Рис.4

Снят кожух и боковые крышки, видны: плата сенсора с подключенным кабелем, бобышка и "люверс" под винт крепленя изделия к столу или к кронштейну

Гребенка размечалась по месту для модели B737 Zibo после укладки диапазона перемещения 0...1999. Каждому положению соответствует также дискретное "кнопочное" событие.

Фланец на рычаге закрылков не притянут к ступице через вкладыш фрикциона, хотя все детали установлены, загрузка не используется.

Рис.5

Сняты левый/правый кожухи и кожух рычагов тяги, виден кабель и разъём FUEL CUT тумблеров. Видно, что управление триммером – просто качалка с кнопками

Рис.6

Отвернуты четыре винта со стороны днища основания и отстегнуты разъёмы, основание отделено от каркаса. Виден жгут с концевым розетками и ответные части на конструкции.

Рис.8

Вид на жгут, с запутанной в нём ардуиной. Это редкая Arduino Pro Micro с разъёмом USB-B mini (обычно micro)

Рис.9

Вид на модуль рычагов тяги и его электрический монтаж

Рис.10
Сенсор и его крепление крупным планом

Рис.11

Взрыв-схема рычага с датчиком

Радиальный подшипник 8 х 19 х 6
Упорный подшишник 10 х 24 х 9

Рис.12

Узел рычага с датчиком, эскиз сборки

Соединение рычага со ступицей через клеевой слой и с помощью трех винтов на резьбовом фиксаторе.

Выборка осевого люфта узла производится затягиванием гайки, которая передаёт усилие на внутреннее кольцо радиального подшипника, далее, через тела качения на внешнее кольцо радиального подшипника, которое, в свою очередь, давит на свободное кольцо упорного подшипника через тело ступицы. После выборки люфта гайка стопорится фиксатором резьбы.
В идеале использовать вместо радиального подшипника радиально-упорный, если бы не фраза в паспорте: "допускается осевая нагрузка до 70% от неиспользованной радиальной нагрузки"

Рис.13

Разрез рычага с датчиком

Рис.14

Рычаг тяги со снятой крышкой, вид на концевики рычага реверса и устройство пары вращения

В качестве материала рычага использован алюминиевый профиль 25х12х2, приобретенный в Мулен Руж Леруа Мерлен. В этот профиль идеально помещаются концевики.

Рис.15

Монтаж концевиков на пластине

Чтобы монтаж концевиков, и всего узла в целом, не напоминал строительство кораблей в бутылочках, предусмотрена монтажная пластина.

Рис.16

Устройство пары трения-вращения (Шайба ступенчатая – читать: Втулка ступенчатая)

Рис.17


Видео: Детали изделия

Видео: Сведение осей

Эскизы узлов и деталей (22.09.2021):

1. Вид общий 01_general_view.pdf

2. Сборка 02_partial assembly.pdf

3. Центральный кожух в сборе 03_central_cover_assembly.pdf

4. Корпусные детали 1 04_case_parts_1.pdf

5. Корпусные детали 2 05_case_parts_2.pdf

6. Узел ручага воздушного тормоза 06_air_speed_brakes_unit.pdf

7. Узел рычагов тяги 07_throttle_levers_unit.pdf

8. Узел рычага закрылков 08_flaps_lever_unit.pdf

9. Рычаг тяги в сборе 09_throttle_lever.pdf

10. Узел управления триммером 10_trimmer_control_unit.pdf

11. Узел датчика 11_rotary_magnetic_sensor_unit.pdf

12. Узел подшипников 12_bearing_unit.pdf